Версия для печати

ЛЕВ – ПОТОМОК МАККАВЕЕВ

Автор: 


Отрывок

Весть о добрых делах военнопленного унтер-офицера Иосифа Трумпельдора дошла до императора Японии Мацухито. Император пригласил Иосифа для личной встречи. Надев свою потрепанную форму со всеми боевыми наградами, высокий, статный, со слегка волнистой черной, красивой шевелюрой, с атлетической фигурой, гордым и смелым взглядом, Иосиф предстал перед императором страны восходящего солнца. Император с удовольствием осмотрел фигуру еврейского богатыря и поинтересовался: за какие воинские подвиги Иосиф был удостоен таких высоких боевых наград?


Иосиф спокойно и с достоинством кратко рассказал об участии в обороне Порт-Артура. Микадо был поражен мужеством солдата и тут же спросил: «Почему столь доблестный воин не был произведен в офицеры ?

Иосиф ответил : "У нас в России евреям запрещено присваивать офицерские звания … ,Ваше Императорское Высочество.»

Микадо с удивлением пожал плечами. И тут же приказал наградить Иосифа японской серебряной воинской медалью. Иосиф стал первым представителем русской армии, получившим эту японскую воинскую награду.

Император, увидев пустой левый рукав у Иосифа, спросил : «У вас нет протеза левой руки?"

-- Нет…, Ваше Императорское Высочество.

-- Тогда позвольте вам сделать подарок. Я прикажу изготовить вам хороший протез.

--- Благодарю, Ваше Императорское Высочество !

Вскоре Иосиф получил специально изготовленный мастерами Японии протез левой руки, абсолютно точную копию настоящей. На этом протезе золотыми буквами была сделана надпись : »Эту руку жалует японский император герою Трумпельдору за его полезную деятельность во время плена.»

Находясь в плену, Иосиф занимался самообразованием. Он решил изучить японский и китайский языки, совершенно не похожие, на европейские. Они имели иероглифическое написание и требовали механического запоминания тысяч знаков. Практикой было общение с японской охраной и администрацией. К освобождению он уже изучил языки на уровне бытового общения. И тут проявилась его твердая воля и целеустремлённость в достижении поставленной задачи.

23 августа, при посредничестве США, был подписан мир между Японией и Россией. Военнопленные начали возвращаться на родину. Перед отъездом Иосифу японский генерал вручил запечатанный пакет, адресованный командующему русскими войсками на Дальнем Востоке генералу Лисневичу. Прибыв в русскую ставку, Иосиф передал пакет в штаб. В пакете находилось письмо японского командования с выражением восхищения воинскими подвигами Иосифа Трумпельдора, а также его образцовым поведением в плену и большую работу среди военнопленных. Японское командование ходатайствовало перед русским командованием о достойном награждении мужественного и преданного свой стране воина.

Генерал Лисневич пригласил героя в свою ставку в Харбине. На плацу по парадному расчету были выстроены полки и части русской армии. Генерал вместе с Трумпельдором обошел парадный расчет и произнес краткую речь, в которой рассказал о подвигах героя обороны в Порт-Артуре и о его полезной деятельности в плену и сообщил, что героя ждет личный прием императора всей Руси. Мимо героя парадным маршем прошли воинские части, салютуя ему..

П У Т Ь К С И О Н И З М У

И вот герой, наконец-то, на родине. Ростовская газета « Приазовский край» писала в номере от 5 апреля 1906 года: «С Дальнего востока вернулся в Ростов один из настоящих героев русско – японской войны - Иосиф Трумпельдор. Ростовец по рождению, прослуживший верой и правдой Родине в рядах войск.. Здесь молодой нижний чин совершает ряд подвигов. В одном из сражений, Трумпельдор теряет руку. Искалеченный, он остается в строю. Героизм молодого ростовца обратил на себя внимание командования. Трумпельдор удостаивается ряда наград… Он имеет все четыре Георгиевских креста.»

Родина бурлила. Россия была охвачена революцией. Бастовали рабочие, шли повсеместно многочисленные митинги, демонстрации под красными знаменами. Крестьяне жгли помещичьи усадьбы. А в стране продолжались еврейские погромы. Особенно массово они прокатились по югу России. Одним из самых жестоких был ростовский погром в октябре 1905 года. По числу жертв (убито 150 – евреев ) он уступает только одесскому. Три дня бушевали черносотенцы, донские казаки рубили шашками несчастных, а власти ничего не делали для спасения евреев. Все это необычайно удручало Иосифа. В это время он получает письмо: «Канцелярия Его Величества просит явиться для представления императору Николаю Второму».

В Петербурге Иосифа, в числе других георгиевских кавалеров, привезли в Царское Село и завели в тронный зал. Всех поразила невиданная красота и роскошь царских апартаментов. Солдат построили в одну шеренгу. Появились царь и царица. Они начали обходить строй. Когда царь и царица подошли к Иосифу, то флигель-адъютант положил на рядом стоящий столик ярко блестящие золотом офицерские погоны. Царь, смотря на Иосифа, произнес: «Благодарю за службу и поздравляю с производством в первый офицерский чин.» Осмотрев надпись на протезе, сделанную по приказу японского императора, царь спросил Иосифа о его встрече с Микадо и о боях в Порт –Артуре. Выслушав краткий ответ героя, царь спросил Иосифа : "Как вы планируете дальнейшее свое будущее? Я могу вам предложить учиться в очень престижной Военно – медицинской академии.»

Иосиф знал, что в академию евреев не принимают. Но царь сделал ему это предложение, как большую честь. Но Трампельдор не хотел быть медиком еще и потому, что у него была всего одна рука. А если и быть медиком, то только хирургом.

- Ваше Императорское Величество ! Я мечтаю поступить в Петербургский университет, на юридический факультет.»

--Это ваше право. Желаю вам успехов.

Иосиф Трумпельдор был первым евреем, получившим офицерское звание, как полный Георгиевский кавалер.

Иосиф был зачислен на юрфак Петербургского университета. Как Георгиевскому кавалеру и инвалиду войны ему начислили вполне приличную пенсию, обеспечивающую безбедное существование. Он еще мог помогать бедным студентам Кроме того, он подрабатывал, работая в адвокатской конторе. Но главным его увлечением были идеи толстовства и сионизма. Соединив эти два учения, он сделал целью своей жизни возрождение исторической родины еврейского народа - Эрец Исраэль - на святой земле. Его увлекали лекции крупнейшего русского «легального марксиста» М. Туган–Барановского. На этих лекциях он впервые ознакомился с идеями социализма и начал их соединять с сионизмом.

В 1910 году он участвует в студенческой демонстрации в связи с кончиной Льва Толстого, его духовного наставника. Он даже был арестован. Но, как Георгиевского кавалера, его быстро освободили. Этот статус давал ему личную неприкосновенность.

В это время у него вызревает идея возрождения еврейского государства на родной святой земле путем возвращения туда евреев и создания кооперативов по обработке земли и через них - воссоздание Эрец–Исраэля. Он писал в своем призыве к еврейской молодежи: "Ты отправляешься в страну Израиля не для духовного очищения, не для удовлетворения своих желаний, а ради самой страны, ради всего еврейского народа. Ибо с возрождением страны, народ воспрянет и освободится от вечных унижений.»

Иосиф активно работает в студенческих и молодежных сионистских кружках, переводит на русский язык труды сионистов и публикует в различных изданиях. Пишет статьи по проблемам сионизма и российского еврейства. В России после революции 1905 –7 годов усиливаются ограничения и лишение евреев элементарных человеческих прав, создаются и активно преследуют евреев черносотенные антисемитские организации, делающие свои гнусные дела по преследованию евреев под покровительством полиции, жандармерии и самодержавия. Иосиф собирает своих единомышленников в кружки, главной целью которых становится сионизм и создание национального государства на святой земле, которое станет для униженных и обездоленных евреев России истиной Родиной, где они смогут обрести равноправие и свободу. Он собирает тех, кто готов бросить все и немедленно отправится в Палестину для создания там сельскохозяйственных кооперативов, которые и станут основой возрождения еврейского государства.

Они готовятся к будущей сельскохозяйственной деятельности на земле Израиля.

У Трумпельдора был друг Н. Цинман, создавший в Черниговской губернии многоотраслевое сельскохозяйственное имение с передовыми методами ведения всех работ. Добровольцы работали в имении, овладевая всеми видами крестьянского труда. Местные крестьяне удивлялись, как однорукий парень прекрасно управлялся и с плугом и с косой.

Окончив университет в 1911 году, Иосиф отказывается от всех предложений работать в сфере юриспруденции. Верный идеям сионизма, он выбирает тяжкий труд в сельскохозяйственных кооперативах на земле обетованной. В 1912 году с 200 единомышленниками он прибывает на Святую землю, где они вливаются в отряды первых еврейских поселенцев. Нужно было осваивать заброшенные каменистые земли, создавая там сионистские кооперативы, получившие затем название кибуцы. Сначала они работали на ферме «Мигдал», а затем в коммуне «Дегания», существующей и по сей день. Это было первая сельхозкоммуна социалистического типа . Тут все трудились коллективно и равно распределялись результаты труда, коллективно обеспечивались все материальные нужды. Это был прообраз всех последующих кибуцев Израиля.

Но с первых мгновений прибытия поселенцев на Святую землю, евреям пришлось защищать право жить на родной земле с оружием в руках. Отбивая непрерывные атаки арабов, пытавшихся уничтожить прибывших и не дать им обосноваться и закрепиться на этих землях , поселенцы жили и работали плугом, имея всегда рядом винтовку. Тут пригодился военный опыт Иосифа. Он стал одним из организаторов сторожевых отрядов еврейских поселенцев, а винтовка и плуг стали символом еврейских поселений. Он не только был простым поселенцем, военным руководителем, но и идейным руководителем. Иосиф писал: «Пока не будет своей территории, своей земли, на которой евреи будут трудиться, с нами не будут считаться, как с народом.» Он стал настоящим вождем поселенческого движения по возрождению Эрец–Исраэля.

Вот как описывает портрет Иосифа первый президент Израиля Хаим Герцог в книге «Исторические портреты» :

«Он высок, сильный, хороший спортсмен, с благородными чертами лица, доброжелательный и умелый. Трумпельдор одной рукой справлялся с работой, на которую другому не хватало и пары рук. "

И В Н О В Ь В О Й Н А….

1 августа 1914 года началась первая мировая война. Она разрушила все планы, казалось такие близкие к созданию еврейского государства. В те времена Палестина входила в состав Османской (турецкой) империи. А она оказалась союзником Германии и Австро-Венгрии, которые воевали против Антанты (Англии, Франции и России). А Иосиф и его поселенцы были гражданами России. Они не меняли гражданства. Турецкая администрация предложила всем гражданам России отказаться от русского подданства, стать гражданами Османской империи и вступить в турецкую армию.

Трумпельдор – офицер русской армии, полный Георгиевский кавалер, так же как и все остальные поселенцы. отказались от этого. Всего их было 11 тысяч человек. Они были депортированы на территорию Египта, входившего тогда в Британскую империю. Деятельный Иосиф выдвигает идею всем депортированным евреям, подданным России, создать отдельную воинскую часть и сражаться вместе с британской армией против общего врага.

В то время, в Египте находился видный деятель сионистского движения, одессит Владимир Жаботинский. Он поделился с ним возникшей идеей. Жаботинский горячо поддержал Иосифа. Вместе они стали добиваться от британского командования реализации своей мечты. Российское посольство в Каире поддержало их. Русский посол принял Иосифа Трумпельдора со всеми почестями, положенными Полному Георгиевскому кавалеру. Но британское командование не могло реализовать просьбу Жаботинского и Трумпельдора, ибо по законам империи в боевых частях британской армии не могли быть подразделения не английских поданных. Такие части могли быть только во вспомогательных войсках. Вот они и предлагают создать военно-транспортное подразделение для перевозки на боевые позиции боеприпасов и других воинских грузов (эту часть часто еще называют «отряд погонщиков мулов», а иногда и «Сионский корпус). Жаботинский был против такого решения проблемы, а Иосиф согласился на предложение английского командования, заявив: «На войне любой фронт – это фронт за Сион.» Было создано еврейское подразделение в составе 610 евреев–добровольцев. Командиром части был назначен полковник английской армии Петерсон, а его заместителем в звании капитана Иосиф Трумпельдор.

В марте 1915 года часть была полностью сформирована и после двухнедельной подготовки отправлена на остров Лемнос. Там она был включена в состав специального корпуса вторжения на полуостров Галлиполи. Этот десант был неудачным и одним из кровопролитнейших сражений этой войны. Было убито и ранено 200 тысяч военнослужащих английской армии. Часть «погонщиков мулов», где Иосиф был заместителем командира части, под бешеным огнем турок, бесперебойно доставляла на передний край необходимые боеприпасы, продовольствие, вывозила раненых, проявляя мужество, стойкость и героизм, а Иосиф Трумпельдор показывал бойцам личный пример храбрости. Вот как его характеризовал полковник Петерсон: «Капитан Трумпельдор преображался под огнем противника и считал обязательным для себя и того же требовал от бойцов: при любых обстоятельствах не посрамить доброго имени нашего народа и вести себя так, чтобы никто никогда не мог упрекнуть евреев».

После отхода английских войск с полуострова, отряд погонщиков мулов был одним из последних подразделений, покинувших полуостров. Они на кораблях достигли Александрии (Египет), и часть была расформирована. Командующий британским экспедиционным корпусом генерал сэр Ян Гамильтон дал высокую оценку евреям «Сионского корпуса»: они «проявили храбрость более незаурядную, чем те, кто находился на передовой». А Иосиф Трумпельдор, прощаясь со своими бойцами, сказал: «Мы закончили свою работу и можем сказать, что сделали ее хорошо. Нам нет причин стыдиться.»

Но Иосиф был человеком целеустремленным и даже одержимым. Идея создания национальной воинской части не покидала его. Он хотел, чтобы эта часть – Еврейский легион, под своим национальным знаменем и символом – шестиконечной звездой могендовид, участвовала в боях, вместе с британской армией, за освобождение Святой земли от турецкого господства. Он считал, что костяком Еврейского легиона должны стать проверенные в боях бойцы Сионского корпуса. В легион, по идее Иосифа, могли вступать евреи–добровольцы из различных стран. Жаботинский одобрил план Трумпельдора, и они отправились на встречу с военным министром Британской империи. Министр с пониманием отнесся к плану создания Еврейского легиона и определил основной базой для формирования еврейской части 39 полк королевских стрелков. И опять препятствием для командования в этой части Трумпельдора и Жаботинского стало имперское положение: офицерами в британской армии могли быть только поданные его величества. Поэтому командиром полка был назначен еврей, житель Австралии, полковник Элиезер Марголин. Бойцы 39 полка с радостью и гордостью воевали под еврейским национальным знаменем. Они участвовали в боях на Ближнем востоке, освобождая Святую землю от турецкого ига.

Б О Р Ь Б А З А С И О Н

Рост недовольства народа России вылился в февральскую революцию 1917 года. Эта революция привела к свержению царского самодержавия, а Государственная дума сформировала Временное правительство. Началась демократизация страны, которая за всю многовековую историю не имела представления, что это такое. В числе первых демократических преобразований была, о чем почему–то не упоминалось в советских учебниках истории, отмена всех ограничений в отношении евреев, а также всяческих антисемитских указов и положений. Была ликвидирована черта оседлости, ограничения на профессии, процентная норма при поступлении в гимназии и вузы, разрешено евреям присваивать офицерские звания и поступление в военные училища. Над Россией начало восходить солнце свободы.

Иосиф Трумпельдор радостно встретил вести о революции в России. Он считал, что новая демократическая Россия будет способствовать реализации его основной мечты – возрождению еврейского государства на Святой земле. После создания Еврейского легиона в Англии, он загорается еще более грандиозным планом – созданием из евреев –военнослужащих русской армии, а их в в составе вооруженных сил России было 600 тысяч человек, еврейского экспедиционного корпуса.. Этот корпус, по замыслу Иосифа, должен был формироваться только из добровольцев, поддерживающих идею возрождения еврейского национального очага на Святой земле. Корпус должен был быть переброшен на Кавказ, где был русско–турецкий фронт. Воюя против Турции, он будет способствовать ее поражению. А ведь Османская империя владела палестинскими землями. Таким образом, путь к Святой земле лежал через разгром Османской империи. Еврейский корпус, через побежденную Османскую империю, проложит себе путь на святую землю и обеспечит создание еврейского сионистского государства. План был прост и прекрасен. И Иосиф Трумпельдор спешно, в июне 1917 года, возвращается в Россию. Он добивается встречи с главой Временного правительства А. Керенским. Тот поддерживает план Иосифа. Теперь нужно было заняться его осуществлением.

Прежде всего, он решил создать Всероссийскую конфедерацию евреев- военнослужащих и параллельно с ней –Всеобщую федерацию еврейской самообороны. Эта организация должна была защищать еврейское население от дезертиров, бегущих с фронта, и грабивших в городах и местечках евреев. А затем и особую организацию « Хе – халуц». При этой организации создавались тренировочные лагеря по подготовке евреев для выезда на святую землю. Таких людей называли «хелуции» - пионеры, первопроходцы.

Он даже получает официальный титул – Комиссара по переселению евреев в Палестину..

В это время министр иностранных дел английского правительства лорд Бальфур опубликовал документ правительства о его политике на Ближнем востоке. В этой декларации было сказано:

«Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели.»

Эта весть воодушевила борцов за сионистские идеи на усиление борьбы и всестороннюю деятельность по развертыванию движения во всех странах за возвращение евреев в Эрец – Исраэль.

Октябрьский переворот в России, захват власти большевиками и установление диктатуры их партии сопровождались невиданным «красным террором». Большевики считали сионизм «буржуазной теорией», враждебной идеи диктатуры пролетариата и развернули с ним решительную борьбу. Прежде всего объявили все организации еврейской самообороны вне закона и подлежащие немедленному разоружению. В Киеве украинские власти запретили деятельность Союза еврейских военнослужащих. В Петрограде арестовывают Иосифа Трумпельдора.

В Киеве гайдамаки Центральной Рады 20 января 1918 года совершают нападение на штаб-квартиру Союза еврейских военнослужащих . В вспыхнувшем бою были убиты председатель Союза прапорщик И. Гоголь и его заместитель Боярский.

Иосиф бежал из-под ареста. Он понял, что ситуация а России, с захватом власти большевиками , резко изменилась . Ростки демократии, появившиеся при Временном правительстве, вырваны с корнем. Теперь никто не даст возможность формировать Еврейский корпус для освобождения Палестины. Все силы необходимо бросить на подготовку и отправку еврейской молодежи на Святую землю. Он пишет и издает популярную брошюру «Халуц, его сущность и ближайшие задачи», где призывает еврейскую молодежь объединяться в движение «Ха–халуц» ( Пионер) . Цель этой организации – готовить еврейскую молодежь с 18 лет, признающих иврит национальным языком и готовых переселиться в Эрец -Исраэль, к упорному сельскохозяйственному труду на землях своей исторической Родины. Тем самым возрождению своего национального государства.

С этой целью предполагалось создать сеть центров сельскохозяйственной и военной подготовки. Организации «Ха-халуц» возникали повсеместно. На конференциях этой организации в 1918 году принято решение: организация примыкает к всемирному сионистскому движению. А в январе 1919 года в Москве состоялся первый съезд этой организации, на котором присутствовали делегаты «Ха–халуц» из России, Белоруссии, Украины – всего представители 23 местных организаций. На съезде выступил Иосиф Трумпельдор, который был инициатором, организатором и создателем этих организаций. Он призвал готовиться не только к освоению брошенных земель на Святой земле, но и умению защищать эти земли и право трудиться на них. Поэтому все организации «Ха–Халуц» должны приобрести военный характер, обучать членов военному делу, соединив плуг- символ труда с винтовкой – символом готовности к обороне. Это и стало символом организации.

Осуществляя поставленные задачи, в мае 1919 года Иосиф отправляется в Крым, в Симферополь, и сюда же переносится все руководство «Ха- Халуц». Крым стал новым центром движения «Ха-Халуц» , ибо отсюда был кратчайший путь в Палестину, кроме того здесь были созданы сельскохозяйственные центры по подготовке молодежи к труду на Святой земле и к обороне кибуцев от врага.

В Крыму в то время шла ожесточенная борьба между «красными» - Красная армия и «белыми» -белогвардейские части, борющимися за восстановление монархии в России. И. Трумпельдор лично вел переговоры с этими воюющими сторонами, чтобы организовать отправку морем в Палестину подготовленных «хелуцев».

И при этом в огне гражданской войны, когда человеческая жизнь потеряла всякую ценность, общаясь и с «белыми» генералами, как правило, махровыми антисемитами, и с «красными», воевавшими против белых генералов, он умудрялся оставаться живым.

продолжение следует

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии