Версия для печати

Ованес Карапетович Богарян

20 ноября 1934 – 5 апреля 2020

Не стало нашего автора Ованеса Богаряна. Не стало неожиданно для всех. Как говорят, в одночасье.

Ованес Богарян  был активным автором нашего журнала на протяжении последних 10 лет. За это время были опубликованы такие его произведения, как «Любимая Игра», «Красное Небо», «Иностранный Жених», «Ненужная Правда», «Центр Круга», «Торговка», «С Любимыми Не Расставайтесь», «Солнце в Клетке», «Странная», «Реквием» и много других произведений, как литературных, так и публицистических. В 2013 году Ованес Богарян стал Лауреатом Литературной Премии журнала «Контур». Активный, творческий, бесконечно доброжелательный, образованный, интеллигентный, прекрасный семьянин, обожавший жену и дочек – таким остался в нашей памяти Ованес Карапетович Богарян. Он живет в своих произведениях, в интересе читателей к его творчеству, в памяти своих студентов, доброй памяти всех, кого знал, для кого был другом, учителем, собеседником, и , конечно же, в памяти дружной, любящей его семьи!

* * *

Богарян Ованес родился 20  ноября 1934 года в Греции, в городе Салоники. Его родители с детьми в 1947 году репатриировались в Армению. В 1956 году Ованес закончил Ереванский Университет и работал в научно-исследовательскои институте. А в 1960 его направили в аспирантуру в Ленинград. В 1965 женился на Якубовой Мафрат. Имеет двух дочерей и четыре внучки. В 1981 году семья иммигрировала в США, и с этого же года и по сегодняшний день он работал в SUNY Maritime College профессором математики. В прекрасном браке прожил 55 лет.

Глубоко скорбят о кончине мужа, отца, дедушки жена Мафрат, дочери Анна и Ева, а также внучки и их мужья, родственники Тата и Давид с детьми, Лиза с семьей, Маша с семьей, братья Яков и Авнер, Игорь с семьей и еще много родных и близких.

* * *


ПАМЯТИ ОВАНЕСА БОГАРЯНА

Есть такая категория людей на земле, очень немногочисленная, которая, не осознавая, совершает ежедневные героические поступки, малые или большие, заметные или невидимые. Хотя такой человек далек от того, чтобы им восторгалась толпа или другие пытались быть похожими на него. Как по мне, так я бы назвал таких людей героическими страдальцами, избранными судьбой для того, чтобы побеждать.

Об этом человеке я узнал еще в ранние юношеские годы. Живя в захолустном, убогом и бесконечно консервативном южном городке Советского Союза, я был особенно падок на всякие необыкновенные истории с намеком на взрыв сложившихся устоев. Меня всегда привлекала необычность в обычном. Одна из таких необычных историй глубоко и надолго засела в моей памяти.

Моя мама – очень хорошая рассказчица. Ее всегда интересно слушать. Я обожал ее истории. Колоритно расписывалось любое, даже самое незаурядное событие из жизни наших родственников, знакомых или самых обыкновенных соседей. Я внимательно слушал, много смеялся, задавал вопросы, просил повторить смешные сценки.

Однажды мама рассказала мне историю любви (представляете, юноше из консервативной семьи рассказывают историю о любви) своей близкой подруги Мафрат Якубовой. История оказалась действительно потрясающей. Эта Мафрат Якубова в свое время осуществила целый переворот в местечковой жизни огромной еврейской общины.

По словам мамы, Мафрат уверенно держала в руках пальму первенства среди красавиц Ферганской долины. Я удивлялся уверенности моей мамы. Как она могла так говорить, если практически никогда не была за пределами нашего маленького городка?! Но я ей поверил. Так вот, эта Мафрат была не только первой красавицей, но еще и круглой отличницей. Это мама знала наверняка, поскольку учились они в одном классе. Более того, эта своенравная девчонка умудрилась уговорить своих бесконечно религиозных и фанатично верующих родителей отпустить ее одну (О Боже!) в Ленинград учиться.  И что вы думаете? Вопреки всем отговорам родственников, вопреки страхам и предупреждениям родителей, что они непременно потеряют дочь, Мафрат с родительским благословением благополучно отправилась в Ленинград (а это было где-то в начале 50-х годов прошлого столетия) и поступила в Ленинградский университет на математический факультет.  И конечно, через пять лет, как и обещала папе с мамой, вернулась в родной город. Моя мама, как и многие еврейские девочки того времени, уже была замужем, а вот Мафрат не спешила, хотя поклонников была целая очередь. Она решила учиться дальше и поступила в аспирантуру в свой любимый Ленинградский университет, на ту же математическую специальность.

Но тут произошло нечто совершенно невообразимое, потрясшее весь восточный городок до основания. Мафрат в очередной приезд на каникулы домой приехала не одна, а с молодым человеком, и обьявила своим изумленным родителям, что этот молодой человек будет ее мужем! Затрепетавшие родители немедленно устремили свои взоры на новоиспеченного жениха, стали его рассматривать со всех сторон, ощупывать, посыпались вопросы: Кто такой? Откуда родом? Чем занимаются родители? Где ты его нашла? Кто вас познакомил? Какое у него образование? И почему он прячет свою левую руку в кармане пиджака? Бедные родители еще не знали самого главного. А главное было в том, что избранник первой красавицы Ферганской долины, первой дочери фанатично верующих еврейских родителей самой продвинутой девочки среди всех еврейских девушек того времени был не евреем, хотя очень смахивал на колоритных и  породистых восточных иудеев. Более того, он оказался армянином из самой Греции! Вот как! И это не все. У этого счастливчика не было левой руки. Он ее потерял еще мальчишкой, попав под трамвайное колесо в Салониках. Это, опять напоминаю, в Греции. Тут все схватились за головы, стали рвать на себе одежды, пошли упреки и обидные высказывания. Понеслось и поехало. Весь город взбудоражила эта новость.

В этом месте маминого рассказа мой рот был открыт в полную рамку.

Уверяю вас, моя мама в своем рассказе не упустила ничего.  Она подчеркнула, что Мафрат была неумолима в своем решении выйти замуж за этого странного инородца. Она описала его очень красивым, высоким, статным, привлекательным и мужчиной. Ну и что, что он армянин, он же из Греции!!! Так говорили местные девчонки, в душе завидуя Мафрат, что она встретила большую и настоящую любовь. Ну и что, что у него нет одной руки! Вы посмотрите, как он любит Мафрат, и как он ее носит на одной руке. Вот посмотрите, говорили оптимисты, он ее будет всю жизнь на голове носить. Нашим бы мужикам поучиться. Так говорили обыватели. Так оно и вышло по жизни. Действительно, Ованес Карапетович Богарян всю свою жизнь носил Мафрат не только на руках и на своей могучей голове, на своих сильных плечах, но и в своем огромном благородном сердце.

Положение выправил отец Мафрат, «Мудрый Натан» (есть поэма у Лессинга с таким названием и фарфоровая скульптура Адольфа Жана).  По своей мудрости он убедил жену, родственников, что нужно благословить пару и отпустить их с миром в Ереван. Но с одним условием: Ованес Карапетович Богарян должен сделать обрезание. Тогда все будет по закону Мойсея. И что вы думаете, говорит мама,  он даже не задумался. Ради Мафрат, гордо сказал мама, он пошел на истязание. И кто делал? Да наш местный моэл, рав Исроэль. Представляете? Армянину из Греции сделали обрезание в богом забытом захолустье маленького среднеазиатского городка. «Вот что делает любовь, сынок», – заявила в конце рассказа моя мама.

Да, ничего не скажу, уважуха беспредельная такому джигиту, увел из-под носа наших гусей лапчатых такую девчонку. Уважуха вам, Ованес Карапетович! Вы неисправимый счастливчик!

Когда через много лет я, будучи мужем племянницы Мафрат Богарян, увидел дядю Ованеса, я вспомнил красочный рассказ мамы, улыбнулся ему в знак уважения и пожал его большую крепкую руку в знак признания его достоинств и побед, которых было в его длинной и счастливой жизни немало.

Ованес Богарян неожиданно ушел из жизни несколько дней назад. Он никогда серьезно не болел, всегда был в работе. До последних дней (родился 20 ноября 1934 года в г. Салоники, Греция, умер 5 апреля 2020 года в Нью-Йорке от сердечного приступа), в течение почти 40 лет, он был штатным профессором математики Maritime College State University of New York. В возрасте 86 лет преподавал, имел сотни учеников, вел семинары и лекции.

Геройские поступки дяди Ованеса, большие и малые, заметные и незаметные, пронизывали жизнь не только его любимой Мафрат, но и его двух прекрасных дочерей, внучек и внуков, зятей, близких родственников жены, его родственников, которые жили и живут в разных городах и странах. Его кипучая энергия, принципы стройности и системности жизни, приобретенные им благодаря математике, с которой он шел весь свой жизненный путь, давали ему глубокий смысл, чувство самоудовлетворения и счастья. Кроме всего прочего, Ованес Богарян был творческим человеком. Писал стихи и рассказы. Надеюсь, его потомки издадут отдельной книгой все его сочинения. Для нас, для будущих поколений это будет самый лучший памятник ему.

Мне очень жаль, что Ованеса Богаряна не стало на этой земле. Такие люди красят нашу жизнь. Мне Вас будет очень не хватать, дядя Ованес. И в вашей смерти вы оказались большим счастливчиком! В одно мгновение вы ушли от нас в лучшие миры!


Игорь Юсупов

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии